Блог BrandSecurity

Как защитить бренд в интернете и не только: три практических этапа борьбы с пиратами

По данным исследований рынка контрафакта, к 2022 году его объем достигнет $2,3 трлн, причинив столь масштабные убытки компаниям во всем мире, что работу из-за этого могут потерять до 5 млн человек. От действий пиратов страдают как производители физических товаров, так и интернет-компании – бизнес недополучает прибыль и несет репутационные издержки, а клиенты покупают некачественный товар или вовсе теряют деньги. 

С подобными преступлениями нужно бороться, и сегодня мы расскажем о том, какие действия могут предпринять компании, чтобы защитить свой бренд.

Этап #1: подготовка юридической базы для защиты

Для того, чтобы бренд можно было эффективно защищать, нужно предпринять ряд действий еще до активного развития бизнеса. Прежде всего, необходимо:

  • Убедиться, что ваше название уникально для целевого рынка – если есть отрасли или страны, где ваши прямые или косвенные конкуренты используют похожий или аналогичный бренд, это большая проблема.
  • Зарегистрировать торговую марку и визуальное оформление бренда – это позволит в будущем доказать, что именно ваша компания первой стала его использовать. Сделать это нужно будет для всех рынков и категорий деятельности, которые планирует охватить компания.
  • Внедрите внутри компании документы по защите конфиденциальных данных – сотрудники, партнеры и контрагенты должны подписывать юридически-значимые соглашения о неразглашении или отказу от конкуренции (non-compete).

Этап #2: затруднение работы пиратов

Борьба с пиратством – комплексный процесс. Помимо подготовки юридической базы для защиты бренда, нужно думать и о том, как затруднить пиратам их деятельность. Компании во всем мире пользуются самыми разными способами. 

Так производители одежды добавляют так называемые «пасхалки», о которых могут не знать создатели контрафакта – так во время выпуска кроссовок  Nike Air Jordan 4s компания Nike добавила на кожаный язычок под шнурками надпись TWENTYTWELVE. Долгое время она встречалась только на оригинальных кроссовках, что помогало клиентам отличать их от подделки. В свою очередь Disney боролась с контрафактом в Китае с помощью голографических наклеек – их можно было использовать для участия в конкурсе. 

Используют для решения задачи по защите бренда и новые технологии – создаются специальные платформы для отслеживания подлинности на базе блокчейна (такую разработал бренд LVMH совместно с  Microsoft и ConsenSys). Такие системы помогают по этикетке продукта отследить весь его жизненный путь от производства до полки магазина. Помимо простых этикеток, применяют и RFID-метки, которые содержат в себе уникальную информацию о продукте – такой проект запускал бренд Rochambeau совместно с технологическим стартапом EVRYTHNG и компанией Avery Dennison.

Этап #3: активная борьба с контрафактом

От этого тоже никуда не деться – любой масштабный бизнес рано или поздно сталкивается с проблемой пиратства и паразитирования на бренде. С этим просто необходимо бороться для того, чтобы избежать убытков и защитить покупателей. И начать можно с обращения за помощью именно к ним. Выше мы рассказывали о кейсе Disney в Китае – там компания продавала товары со специальными голографическими наклейками. Очень быстро покупатели стали сообщать о точках продаж, где на якобы продукции Disney такой наклейки не было – это серьезно облегчило борьбу с контрафактом.

Помимо этого необходимы и проактивные действия, включающие мониторинг соцсетей и выдачи поисковых систем по запросам, связанным с брендом – к примеру, запрос вида http:// webcache.googleusercontent.comsearch?q=cache:http://*****/ , где ***** – название сайта, позволит найти даже удаленные веб-страницы. 

Так достаточно просто можно находить сообщества, страницы и сайты, созданные пиратами. Пример такой работы – в ходе проекта по защите бренда Aviasales, эксперты BrandSecurity за год выявили более 500 случаев незаконного использования бренда Aviasales в интернете, причем около 50% от них было зафиксировано на платформах соцсетей.

После того, как активность пиратов обнаружена, для ее прекращения нужно следовать алгоритму из нескольких шагов:

  • Фиксация нарушения – необходимо сделать скриншоты, которые затем можно заверить, вполне подойдут в качестве доказательства.
  • Сбор информации о нарушителях – данные о владельцах домена можно собрать через whois, историю изменений веб-страниц отслеживает archive.org и т.п.
  • Подготовка претензий – после того, как информация о нарушении и нарушителях собрана, нужно написать претензии в адрес площадок, на которых происходит нарушение интеллектуальных прав (соцсети, маркетплейсы, поисковики, регистраторы доменных имен, владельцы сайтов). Очень часто крупные соцсети или маркетплейсы предоставляют инструменты по защите бренда – к примеру, вот форма для оспаривания публикации контента в Apple App Store.

Заключение


Пиратство – неприятная сторона ведения бизнеса. Однако это не значит, что с ним нельзя бороться. Создание грамотной юридической базы, внедрение физических затруднений для создателей контрафакта и постоянный мониторинг нарушений – такой комплексный подход поможет выявлять и блокировать свыше 90% случаев нарушения интеллектуальной собственности.